Выпускник механического факультета Казанского химико-технологического института по специальности «Машины и аппараты химических производств», 1969-1974. Инженер-механик.
Этапы научно-преподавательской деятельности:
Кафедра гидравлики Казанского химико-технологического института: с 1974г. по 1977г. инженер; с 1977г. по 1980г. старший инженер (аспирант заочной аспирантуры).
В 1980 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук «Исследование диспергирующих устройств орошаемого пылеуловителя КХТИ».
С 1981г. по 1985г. ассистент кафедры «Инженерная графика» КХТИ; с 1985г. по 2004г. доцент кафедры «Инженерная графика» КХТИ.
В 2004 году в Казанском химико-технологическом институте защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа геометро-графической подготовки в техническом вузе». С 2004г. по 2008г. профессор кафедры «Инженерная графика» КГТУ (бывший КХТИ); С 2008-заведующий кафедрой «Инженерная графика» Казанского государственного энергетического университета.
Научные направления: с 1974г. по 1980г. занимался изучением гидродинамики тонкослойных течений вязкой и аномально-вязких жидкостей по поверхности осесимметричных криволинейных поверхностей. С 1981г. по 1995г. занимается разработкой и внедрением инновационные компьютерные технологии в геометро-графическую подготовку инженера. С 1995г. занимается теорией и методикой геометро-графической подготовки инженера в техническом вузе.
Результаты научно-преподавательской деятельности:
В период с 1974г. по 1980г. Впервые получено теоретическое решение тонкослойного течения вязкой и аномально вязкой жидкости, возникающего при натекании цилиндрической струи на криволинейную осесимметричную поверхность. Экспериментально исследован процесс распада тонкого слоя жидкости при течении по осесимметричной криволинейной поверхности. На основе полученных результатов разработана методика расчета диспергирующего устройства ударного типа, успешно примененного в аппаратах пылегазочистки, получившего название «аппарат КХТИ» (науч. рук. А.Д. Глинкин). Было внедрено более 250 аппаратов КХТИ во многих городах СССР: Казань (ХК им. «Вахитова, моторостроительный з-д и т.д.), г. Москва «Станколит», г. Горький «ГАЗ», Чебоксары «Тракторный завод», Ворошиловоград «Металлургический з-д», г. Одесса и других.
В период с 1981г. по 1996 г. В 1981 г. впервые в Поволжье был внедрен в учебный процесс курс «Машинная графика». В 1984г. впервые в Казани адаптирован под учебный процесс пакет программ графического моделирования ПАД-ЕС на базе ЕС ЭВМ. Студенты создавали программы вычерчивания оригинальных деталей, а также получали чертежи типовых деталей вариативным методом. В 1987-1991гг. впервые в Казани начинает преподавать курс машинной (компьютерной) графики на персональных компьютерах. Студенты выполняли чертежи в графической системе AutoCAD. В 1995г. впервые разработан и внедрен в учебный процесс курс «Основы геометрического моделирования и проектирования», построенный полностью на основе технологий двух и трехмерного компьютерного геометрического моделирования (AutoCAD), качественно отличающихся от технологии начертательной геометрии.
В 1997 впервые в Казани курс инженерной графики был полностью реализован на базе компьютерных технологий (AutoCAD).
В этом же году в Казанском государственном архитектурно-строительном университете Рукавишниковым В.А. был внедрен в учебный процесс курс «Компьютерная графика» на базе АутоСАДа, который читался автором по совместительству на протяжении более 15 лет.
Начиная с 2000 года, идет перевод учебного процесса по инженерной графике на 3D-технологии.
В период с 2000-2004 г.г., опираясь на результаты внедрения систем автоматизированного проектирования (AutoCAD) в учебный процесс, были проведены теоретико-философские исследования геометро-графической подготовки студентов в вузе. Определены причины разразившегося системного кризиса. Разработана диалектическая модель геометро-графической подготовки инженера, раскрывающая основные этапы и законы ее развития. В результате прогностического педагогического проектирования предложен качественно новый единый целостный курс «Инженерное геометрическое моделирование» взамен устаревшего блока дисциплин базовой геометро-графической подготовки (начертательной геометрии, инженерной графики и компьютерной графики), не отвечающего современным требованиям производства, уровню развития науки и техники. Проведенные исследования завершились успешной защитой докторской диссертации.
В 2007г. разработана концепция развития современной геометро-графической подготовки инженеров.
С 2008 года Рукавишников В.А. в рамках ДПО успешно занимается подготовкой студентов и специалистов предприятий на курсах по изучению программных продуктов Autodesk – AutoCAD и Inventor.
В 2009 году Рукавишников В.А. возглавил сформированное на базе Казанского государственного энергетического университета региональное отделение Научно-методического совета России по графическим дисциплинам (НМС). Одной из основных задач Совета стало создание и развитие Казанской научно-педагогической геометро-графической школы.
В 2012 при непосредственном участии Рукавишникова В.А. был заключен договор о сотрудничестве КГЭУ с компанией Autodesk. Виктор Алексеевич стал ответственным за связь КГЭУ с компанией Autodesk, а на кафедре инженерной графики создается «Образовательный центр Autodesk».
Начиная с 1 сентября 2012 года, весь учебный процесс на кафедре инженерной графики проводится на основе программного продукта компании Autodesk – Inventor.
Рукавишников В.А. ведет огромную учебно-методическую работу в области геометро-графической подготовки студентов университета на базе программных продуктов компании Autodesk. Результатом этой деятельности стало успешное выступление команды студентов под руководством В.А. Рукавишникова на Всероссийской студенческой олимпиаде по САПР – CAD-OLYMP 2013 – третье общекомандное место.
Рукавишниковым В.А. опубликованы более 120 научных статей и учебных пособий, одна монография, получено авторское свидетельство на изобретение.