01.01.2012

Образовательная стратегия Autodesk в России и СНГ

Образовательная стратегия Autodesk в России и СНГ

Проблемы, которые мы не можем разрешить сегодня, будут решать новые поколения проектировщиков. Поэтому компания Autodesk предоставляет учащимся, преподавателям и учебным заведениям бесплатный доступ к профессиональному программному обеспечению для проектирования, приложениям для творчества и проектам из реальной жизни. Предназначение образовательного портала Autodesk — вдохновлять и подготавливать будущих специалистов, которые будут творить, проектировать и улучшать мир вокруг нас.

В 2011 году образовательное направление в российском офисе Autodesk получило новый импульс к развитию. Был создан специальный отдел («Отдел по работе с образовательными и научными организациями»), отвечающий за разработку и реализацию образовательных программ Autodesk в России и странах СНГ. Ранее, до создания этого отдела, все инициативы Autodesk в области образования разрабатывались и координировались из центрального (американского) и европейских офисов компании. Такая практика хоть и приносила свои положительные результаты, но не была высокоэффективной. Как показал опыт, западные образовательные программы нельзя просто переносить на российскую почву в неизменном виде.


Дело в том, что сегодняшняя система образования в России и других странах СНГ еще во многом сохраняет специфичные аспекты советской системы образования, которая формировалась в условиях, отличных от западных, и достаточно уникальна, оригинальна и самобытна. Кроме этого, у нас совершенно другие масштабы, как в количественном выражении, так и в географическом охвате. Например, можно отметить, что по официальной статистике за 2010 год только в России насчитывается более 1100 высших учебных заведений, в которых учится около 7 млн студентов.
В 2011 году на Аutodesk Форуме впервые появилась отдельная секция «Образование». Причем по количеству зарегистрированных участников и докладов она не уступала другим секциям, уже давно ставших традиционными для данного мероприятия. Общую позицию участников, собравшихся в рамках секции «Образование», можно было бы выразить следующим образом – Autodesk, будучи ведущим мировым игроком на рынке САПР и инженерной графики, может и должен стать столь же ярким игроком в сфере развития инженерного образования.
Первым важным шагом в работе созданного отдела стала разработка многолетней стратегии работы Autodesk в сфере образования России и ее утверждение на уровне европейского руководства Autodesk. Начиная с 2011 года она будет апробирована в России. А со следующего учебного года мы начнем ее масштабирование на другие страны СНГ, прежде всего на Украину, Белоруссию, Казахстан.
Итак, кратко рассмотрим ключевые направления активности Autodesk в сфере образования России и стран СНГ.

«Точки присутствия» Autodesk

Один из важнейших пунктов нашей стратегии – это организация так называемых «точек присутствия» Autodesk в учебных заведениях.

«Точка присутствия» – это комплексное понятие, включающее в себя, как минимум, два основных компонента. Первый – специализированное структурное подразделение учебного заведения, связанное с профилем деятельности Autodesk (например, в форме профильной лаборатории, центра, кафедры и т.п.). В большинстве учебных заведений такие подразделения уже созданы и носят название «Образовательный центр Autodesk». Такие центры ориентированы на предоставление образовательных и информационно-консультационных услуг Autodesk-пользователям как внутри учебного заведения (учащимся, преподавательскому и научному коллективу, инженерно-техническому персоналу), так и представителям регионального сообщества.

Второй компонент – специально подготовленный специалист из числа штатных сотрудников, на которого руководством возложена нагрузка по развитию взаимодействия учебного заведения с нашей компанией. Таких специалистов мы называем «Координаторами образовательных программ Autodesk». Для них мы разработали специальный учебный курс, по итогам которого и присваиваем такой статус. К настоящему моменту этот курс уже успешно прошли 36 представителей из ведущих классических и технических университетов. Мы ожидаем, что в будущем на базе «точек присутствия» будут созданы «Авторизованные учебные центры Autodesk», «Авторизованные сертификационные центры Autodesk», а также эти учебные заведения станут активными участниками партнерской программы Autodesk Developer Network.

Доступность Autodesk продуктов для образовательных целей

Второй ключевой пункт нашей стратегии – это обеспечение максимальной доступности продуктов Autodesk для образовательных целей. Autodesk – одна из немногих компаний, которая сделала все свои продукты полностью бесплатными в полнофункциональной версии для студентов и преподавателей. Более 35 основных Autodesk продуктов можно скачать с сайта Образовательного сообщества Autodesk ( http://students.autodesk.com ), которое в настоящее время объединяет более  3 млн студентов и преподавателей. Лицензионное соглашение дает право пользования этими продуктами бесплатно на личном компьютере для индивидуального обучения и индивидуальной научной работы.
До 2012 года для компьютерных классов учебных заведений продукты Autodesk не были бесплатными, но не смотря на то, что их стоимость была минимальной – примерно 10% от коммерческой стоимости продукта, в условиях образования России и СНГ необходимость покупки нередко была сдерживающим фактором. С 2012 года все продукты Autodesk стали бесплатны для некоммерческого обучения студентов в компьютерных классах учебных заведений.
И теперь, сделав максимально доступным каждому студенту и преподавателю такой мощнейший набор инструментов, Autodesk надеется, что студенты и преподаватели смогут максимальным образом реализовать свой творческий потенциал.

Повышение квалификации преподавателей

Autodesk активно развивает функциональные возможности своих продуктов и спектр внедряемых инновационных технологий. К сожалению, преподаватели учебных заведений очень перегружены учебной работой, у них не хватает времени, а иногда и необходимых компетенций, чтобы своевременно отслеживать и оперативно осваивать все изменения в портфолио продуктов и технологий Autodesk.

Кроме этого, подавляющее большинство преподавателей осваивали работу со сложными Autodesk продуктами самостоятельно, как правило, по книгам или методом «проб и ошибок». Естественно, такой «несистемный» подход к освоению сложного программного продукта приводит к «фрагментарным» знаниям.
Основной применяемый нами инструмент для улучшения ситуации в этой области – это «Авторизованные учебные центры Autodesk» /Authorized Training Center/ (далее ATC), сеть которых активно развивается в России и странах СНГ. Под ATC понимается организация, аккредитованная компанией Autodesk на право оказывать услуги по обучению пользователей по продуктам Autodesk на основе официальных учебных курсов Autodesk с соблюдением корпоративных требований к качеству и стандартам обеспечения учебного процесса. Список ATC и более подробная информация www.autodesk.ru/atc.

Autodesk ATC – это высококвалифицированные преподаватели-инструкторы, официальные учебные курсы, специально разработанная компанией литература и методические пособия, корпоративные сертификационные программы, учебные классы, оснащенные современным компьютерным и офисным оборудованием и программным обеспечением.

Преподавателям предлагается пройти авторизованное обучение в одном из Autodesk ATC и дальнейшую профессиональную сертификацию на основе сертификационных программ Autodesk. При этом, в тех городах, где у Autodesk пока нет ATC, мы организуем «выездную» очную форму обучения на базе компьютерного класса, предоставляемого учебным заведением.

После такого «базового» очного обучения, мы предлагаем преподавателям принимать дистанционное участие в вебинарах, проводимых Autodesk на регулярной основе.

Интеграция технологий Autodesk в учебный процесс

Эффективная интеграция невозможна без предоставления преподавателям и учащимся учебно-методического обеспечения, качественного и современного, как по содержанию, так и форме представления материала.
В настоящее время мы пытаемся провести «аудит» уже существующих учебных программ, методических пособий, демонстрационных материалов, статей, учебников и других учебных-методических материалов, связанных с применением продуктов Autodesk в учебном процессе.

В этой работе, в первую очередь, мы опираемся на экспертный потенциал заинтересованных преподавателей, студентовстаршекурсников и аспирантов. Важнейшим результатом этой объемной работы станет подборка лучших материалов из уже существующих, их систематизация и каталогизация, тиражирование и широкое распространение среди учебных заведений.

Также мы пытаемся активизировать процесс разработки новой библиотеки учебно-методических материалов, активно привлекая и объединяя различные ресурсы и источники: педагогический опыт представителей учебных заведений, экспертный потенциал сотрудников компании Autodesk, глубокие знания продуктов Autodesk инструкторов Авторизованных учебных центров Autodesk, опыт применения продуктов инженерными кадрами компаний – бизнес-партнеров Autodesk и других сторон.

Особенно следует отметить, что у Autodesk есть и собственные качественные апробированные учебные курсы, разработанные, в основном, для организации учебного процесса в авторизованных учебных центрах Autodesk. Однако эти курсы трудно применимы в учебных заведениях России и стран СНГ: во первых, они на английском языке, а во вторых, они посвящены изучению конкретных технологий и продуктов Autodesk, а не учебным дисциплинам, которые составляют программу подготовки в учебных заведениях. Ведь в учебных заведениях изучают механику, сопромат, детали машин и так далее. А продукт Autodesk – это инструмент для решения сложных инженерных задач, поставленных этими дисциплинами.

Поэтому при планировании работ по подготовке учебно-методического обеспечения мы, прежде всего, отдаем предпочтение учебно-методическим материалам для основного (часто называемого «федерального») блока учебных дисциплин, при изучении которых могут эффективно применяться технологии и продукты Autodesk.

В дополнение к учебным материалам, изначально создаваемых на русском языке, мы запустили несколько пилотных проектов по переводу на русский язык лучших зарубежных учебных материалов. В частности, одним из таких проектов стал партнерский проект Autodesk с московским издательством «ДМК-ПРЕСС».

Сертификационные программы

До сих пор в газетах и журналах можно встретить объявления о поиске сотрудников примерно такого содержания: «Предприятию требуется инженер со знанием Autodesk продуктов AutoCAD и Inventor».
На первый взгляд, достаточно типичное объявление. Однако вдумчивый инженер задастся вопросом: что подразумевается работодателем под «знанием Autodesk продуктов»? К сожалению, сами работодатели зачастую не могут четко сформулировать свои требования к кандидату более точно.

Чтобы таких противоречивых ситуаций не возникало, Autodesk активно развивает по всему миру свои сертификационные программы для пользователей различных уровней подготовки.

В настоящее время в России и странах СНГ для Autodesk пользователей доступны три уровня сертификации:

«Assessment» (оценка текущего уровня знаний), «Certified Associate» (профессиональная сертификация, подтверждающая уровень знания программного продукта, достаточный для решения основных инженерных задач) и «Certified Professional» (профессиональная сертификация, подтверждающая продвинутый уровень знаний программного продукта).

В рамках сертификационных программ Autodesk, с помощью специальной online-системы тестирования пользователь получает «immediate feedback» (моментальную обратную связь), указывающую на разделы знаний, в которых кандидату стоит улучшить свой уровень компетенции. После успешной сдачи теста пользователь получает не только Autodesk сертификат международного образца, который признается профессиональными сообществами и работодателями по всему миру, но и Autodesk Certification logo (знак сертификации) с правом размещения его на визитных карточках, резюме, официальных письмах, одежде для идентифицирования себя как Autodesk certified (сертифицированного специалиста по продукту Autodesk).

Помимо общих сертификационных программ для всех категорий пользователей у Autodesk действуют и специальные программы сертификации преподавателей «Autodesk Approved Instructor» («Утвержденный Autodesk инструктор»), «Autodesk Certified Instructor» («Сертифицированный Autodesk инструктор») и «Autodesk Certification Evaluator» («Autodesk инструктор с правом проведения сертификации других инструкторов»).

Продвигая свои сертификационные программы в России и странах СНГ, Autodesk ожидает, что уже в ближайшем будущем объявления работодателя будут звучать примерно так: «Предприятию требуется инженер, сертифицированный как «Autodesk Certified Associate» для Autodesk продуктов AutoCAD и Inventor».

Трудоустройство выпускника

Ключевым критерием оценки качества учебного процесса и эффективности работы любого образовательного учреждения является трудоустройство и карьерный рост его выпускников. И в этом важнейшем для сферы образования вопросе Autodesk будет стремиться оказать максимальное содействие учебным заведениям.

По статистике в настоящий момент в базе данных Autodesk по всему миру насчитывается более 10 миллионов лицензионных пользователей из 800 тысяч компаний в 187 странах мира. И эти цифры быстро и неуклонно растут. Ни одно, даже самое крупное кадровое агентство в мире не сможет похвастаться такой огромной контактной базой потенциальных работодателей.

При этом Autodesk и его бизнес-партнеры постоянно взаимодействуют с этими пользователями и компаниями, помогая им переходить на новые версии Autodesk продуктов, внедрять новые технологии от Autodesk, обучают и сертифицируют персонал.

В России и странах СНГ Autodesk готов играть роль связующего звена между учебными заведениями, где ведется обучение на основе продуктов Autodesk, и потенциальными работодателями, использующими Autodesk продукты и технологии. Такое взаимодействие может быть организовано по различным направлениям – внутрирегиональному (взаимодействие между учебным заведением и работодателями региона), межрегиональному, международному, отраслевому и т.п.

Формы взаимодействия между учебным заведением и потенциальными работодателями могут быть самыми разными. В частности, это «День карьеры» на базе учебного заведения, различные студенческие практики (производственные, дипломные) на базе работодателя, олимпиады и конкурсы студенческих проектов и так далее.

Следующее важное направление развития взаимодействия между учебными заведениями и работодателями – совместная разработка компетентностных профилей требуемых специалистов и разработка учебных планов, учебных программ, курсов, основанных на этих профилях. Ведь не секрет, что многие учебные заведения до сих пор «живут» в отрыве от реальностей рынка труда и отраслевых тенденций развития.

При такой совместной работе выигрывают все стороны: учебные заведения будут готовить конкурентноспособных, востребованных специалистов; предприятия – получать высококвалифицированное кадровое пополнение, а Autodesk – с самого начала приучать к работе со своими продуктами перспективных молодых специалистов, которые будут формировать облик будущего своих отраслей.

Среда общения и взаимодействия

Еще одно направление нашей работы – это развитие тематической среды для общения и взаимодействия широкого круга лиц, заинтересованных в применении продуктов и технологий Autodesk в сфере образования, а также инициирование, поддержка и координация их активности. Причем эта среда может быть как реальной, так и виртуальной.

C одной стороны, сотрудники Autodesk стараются непосредственно, так сказать «вживую», принимать участие в многочисленных конференциях, семинарах, молодежных лагерях и других общественных мероприятиях, связанных с развитием образования. Вот некоторые из последних примеров площадок, на которых мы проводили образовательные Autodesk мероприятия: смена «Инновации и техническое творчество» Международного молодежного форума «Селигер — 2011», Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего-2011», Всероссийская студенческая научно-техническая школа-семинар «Российская аэрокосмическая декада-2011». Кстати, Autodesk Форум – это еще один из примеров такой деятельности. С другой стороны, мы создали и развиваем различные виртуальные площадки для такого общения и взаимодействия. В частности, у нас активно формируются тематические сообщества в популярных социальных сетях, тематические разделы в интернет форумах и блогах.

Образовательное сообщество Autodesk в социальных сетях:

Приглашаем присоединиться к нам всех, кто заинтересован в развитии инженерного образования!

Январь, 2012. Статья подготовлена на основе доклада «Образовательная стратегия Autodesk в России и СНГ» , сделанного на Autodesk Форуме 2011.

Дмитрий Постельник

Руководитель образовательных программ Autodesk в России и странах СНГ